Пример аккредитива: как перемещаются деньги и документы

Letter of Credit Example How Money and Documents Move

Аккредитив — это обещание банка произвести платеж после подтверждения того, что кто то выполняет определенные условия.

Самый простой способ понять, как работают аккредитивы, — это посмотреть пример, и в данном руководстве описывается пошаговый процесс. Вы также можете просто прочитать обзор, если предпочитаете только текстовое объяснение без визуальных элементов.

В этом примере мы предполагаем, что импортер покупает товары у экспортера. Однако аккредитивы эффективно применяются при проведении нескольких типов сделок. Резервные аккредитивы, например, могут работать в пределах США для различных услуг, включая строительные проекты, заявки на получение услуг электроэнергетических компаний и многое другое. Если вы хотите увидеть, как аккредитив работает при обычных внутренних сделках, замените термины «импортер» и «экспортер» на «клиент» или «поставщик услуг» в вашей отрасли. Пример:

Экспортером может быть компания по производству электроэнергии, которая продает электроэнергию. Импортером будет клиент, который покупает энергию у организации по предоставлению коммунальных услуг.

Экспортером может быть исполнитель, который обещает завершить проект к определенной дате. Импортер будет клиентом исполнителя.

В данном руководстве содержатся основные понятия, но реальная сделка гораздо сложнее, чем то, что вы видите здесь. На данный момент идея состоит в том, чтобы просто освоиться с потоком документов и платежей с помощью аккредитивов.

1. Давайте сделаем это!

Во-первых, покупатель (импортер) и продавец (экспортер) решают вести бизнес вместе. Они договариваются о цене, количестве и других условиях, а также уточняют, как и когда товар будет отправлен покупателю. В рамках договора мы предполагаем, что продавец требует от покупателя использовать аккредитив.

Почему продавец требует аккредитив? Продавец хочет больше уверенности в том, что покупатель заплатит. Возможно, эти покупатель и продавец никогда не работали вместе, или заказ может быть достаточно большим, чтобы вызвать серьезные финансовые трудности, если что-то пойдет не так. Например, если продавец тратит деньги на производство и отгрузку товара, он хочет окупить эти затраты. Покупатель может не платить по нескольким причинам (активы покупателя могут быть арестованы по какой либо причине, покупатель может обанкротиться и т. д.).

Договор купли-продажи не является частью аккредитива. Договор купли-продажи заключается только между покупателем и продавцом, и аккредитив основывается на информации, содержащейся в договоре, но аккредитив является отдельным документом, выданным банком.

2. Выдача аккредитива

Чтобы получить аккредитив, покупатель связывается со своим банком. Этот банк работает в стране покупателя и, скорее всего, является банком, с которым покупатель в настоящее время ведет свои дела. Покупатель предоставляет информацию, необходимую банку для выдачи аккредитива, в том числе:

  • какова оплата?
  • имя и адрес продавца (известного как бенефициар);
  • когда продавец отгрузит товар?
  • каким образом продавец отгрузит товар?
  • куда должен прибыть груз?
  • и множество других данных.

Данные имеют значение: очень важно, чтобы банк получил верные данные. Аккредитив является юридически обязательным документом, и эти документы интерпретируются именно так, как они выписаны. Опять же, аккредитив отделен от договора купли-продажи и основан на документах, а не на выполненных действиях, поэтому вы не можете предположить, что все будет работать, если в аккредитиве есть ошибка. Даже кажущаяся незначительной деталь, такая как типографская ошибка, может вызвать проблемы. Если документ не идеален, его необходимо исправить, прежде чем кто-либо пойдет дальше в своих действиях.

Финансирование: когда банк выдает аккредитив, банк дает обещание, и он несет ответственность за отправку денег. Именно это делает аккредитив таким безопасным для продавцов — тот факт, что банк берет на себя ответственность за оплату. По этой причине банк должен быть уверен, что покупатель может финансировать платеж. Прежде чем банк выдаст аккредитив, покупатель может внести средства в банк, или банк может организовать финансирование для покупателя в рамках аккредитива.

Банки и посредники: после выдачи аккредитива банк отправляет его в банк продавца. Этот банк обычно находится в стране продавца и, скорее всего, является банком, с которым продавец уже имеет отношения. Между ними может быть несколько банков, выступающих в качестве посредников, но они исключаются для простоты.

Проверка продавцом: банк продавца проверяет аккредитив и пересылает его продавцу. На данном этапе продавец должен проверить аккредитив, чтобы убедиться, что аккредитив соответствует тому, на что он дал свое согласие, и что он сам способен выполнить требования аккредитива. Он также должен решить, удобно ли ему доверять банку-эмитенту и каким-либо другим участвующим банкам.

Если все приемлемо, продавец может перейти к следующему шагу: производить и отгружать товар.

3. Отправка товаров и документов

Чтобы получить оплату по аккредитиву, продавец должен выполнить требования, указанные в аккредитиве. Помимо всего прочего, это обычно означает следующее:

  • отгрузка товара к определенной дате;
  • возможно, проведение проверки товара перед отправкой;
  • использование способа доставки, указанного в аккредитиве;
  • доставка в порты, указанные в аккредитиве, и из этих портов;
  • сбор документов, перечисленных в аккредитиве (например, конкретных товаросопроводительных документов);
  • представление документов в банк к определенной дате.

Уверенность продавца: продавец знает, что он получит деньги, если будет соблюдать требования аккредитива (и при условии, что участвующие банки остаются платежеспособными и выполняют свои обязательства). Не имеет значения, обанкротится его клиент или решит не платить — банк уже связан обязательствами по оплате. Финансовое положение конечного клиента — это проблема банка, а не продавца.

Доставка не требуется: в зависимости от данных, указанных в аккредитиве, даже не имеет значения, попадет ли товар когда-нибудь к клиенту. Шторм может повредить или уничтожить продукцию во время транспортировки, но продавец может не нести ответственности за эту потерю, если ему просто нужно было отгрузить товар.

Требования по документации: основной задачей для продавца является выполнение требований аккредитива. Опять же, банки заботятся только о данных, записанных в аккредитиве и документах, которые вы представляете в рамках соблюдения требований аккредитива. Если что-то пойдет не так, продавец не получит денег.

Например, если вы отправляете на один день позже, это серьезная проблема. Вы можете добавить какой-то дополнительный продукт бесплатно (и ваш клиент может даже согласиться, что это компенсирует отгрузку с опозданием), но банки не будут платить до тех пор, пока аккредитив не будет изменен с учетом более поздней даты отгрузки. Изменение аккредитива требует дополнительного времени и денег.

4. Поступают оплата и товар

Как только документы поступают в банк продавца, банк проверяет, что документы соответствуют требованиям аккредитива. Опять же, банк воспринимает все буквально:

Если что-то не совпадает (даже написание или аббревиатура названия компании), банк может отказать в оплате. Банкам требуется несколько рабочих дней, чтобы провести эту проверку.

Если документы в порядке, банк продавца направляет их в банк покупателя. Банк покупателя проводит такую же проверку документов согласно аккредитиву. Если все проверено, банк покупателя отправляет платеж в банк продавца.

Затем банк покупателя направляет документы покупателю, который использует эти документы, чтобы вступить во владение товаром, когда он прибудет.

Когда продавец получает деньги? Сроки оплаты зависят от типа используемого аккредитива. Продавец может получить деньги в течение нескольких дней после подачи документов в местный банк. В других случаях продавец ждет выполнения определенных условий. Иногда продавцу выплачивается «аванс» (перед отправкой чего-либо), чтобы он мог купить материалы, необходимые для производства товаров клиента.

Юлия Зорина

Юлия Зорина посвятила большую часть своей карьеры финансовому образованию. В начале 2019 года она присоединилась к Acatia в качестве редакционного директора, где она курирует контент-стратегию и операции.

Недавние посты