Насколько важно преимущество первопроходца при открытии бизнеса?
«Кока-Кола» (Coca-Cola), «иБэй» (eBay), «Ксерокс» (Xerox) и «Тесла» (Tesla) — что общего у этих великих компаний?
На первый взгляд не так много, но все они имеют преимущество первопроходца.
Сто тридцать лет назад «Кока-Кола» выпустила первую колу и до сих пор считается одним из самых дорогих брендов в мире.
Компания «Ксерокс» изобрела фотокопирование и, благодаря хорошим патентам, опередила конкурентов на 15 лет, что сделало ее королевой фотокопирования на десятилетия. Даже сейчас, если вы говорите: «Мне нужен ксерокс», — это означает фотокопию в целом.
Компания «иБэй» была первым разработчиком процесса потребительских аукционов в Интернете, и уже много лет является королевой в этой отрасли.
В настоящее время компания «Тесла» доминирует как на рынке электромобилей, так и на рынке аккумуляторных батарей для дома. Это потому, что у компаний есть преимущество первопроходца: они являются первыми крупными американскими компаниями, которые вывели эти технологии на массовый рынок.
Как и для этих компаний, преимущество первопроходца может быть очень полезным в бизнесе, но обычно только в том случае, если у вас есть одна из трех вещей, которые эффективны для вас.
Три способа, которыми компании могут воспользоваться преимуществом первопроходца
1. Затраты на переход неразрывно связаны с лояльностью к продукту. Если переход от одного продукта к другому обходится потребителю достаточно дорого, то преимущество первопроходца может быть значительным. Будучи первым на рынке с продуктом, подразумевающим высокие затраты на переход к другому продукту, вы можете разработать лояльность к бренду, особенно если вашим клиентам нравится ваш продукт.
Если вы сумеете этим воспользоваться, то получите огромное конкурентное преимущество на десятилетия.
Но это преимущество, заключающееся в стоимости перехода, также имеет несколько недостатков. Трудно пробиться в совершенно новые продуктовые линейки, где затраты на переход являются важным фактором. Это требует огромного количества ресурсов и изобретательности. Вы должны обучить своих клиентов тому, что такое ваш продукт, и почему он может им понадобиться, а затем вы должны сделать так, чтобы они использовали его. Все это трудно для исполнения. Но если вы СМОЖЕТЕ это сделать… это может принести вам большое вознаграждение.
2. Дефицитные активы: один из очевидных примеров — сырая нефть. Страны с большим количеством сырой нефти в настоящее время могут создавать богатство, просто используя свои природные ресурсы. Если вы можете контролировать дефицитные активы, то преимущество первопроходца может быть для вас очень значительным.
Недостатком использования контроля над дефицитными активами является то, что их не так много. Вы действительно должны быть в нужном месте в нужное время с нужным количеством ресурсов, чтобы взять под контроль дефицитные базовые активы.
3. Технологическое лидерство: поддержание проприетарности и эксклюзивности кривой технологических навыков вашей компании может затруднить копирование вас другими компаниями.
Компания «Проктер энд Гэмбл» (Procter & Gamble) использовала технологическое лидерство, чтобы стать ведущим поставщиком подгузников на рынке США. Она вложила деньги в дешевое синтетическое волокно, произведенное в Европе, что позволило ей выгодно предлагать эти подгузники по более низкой цене и с технологическим преимуществом.
«Заппос» (Zappos) — отличный пример компании, которая использует технологии и операции как конкурентное преимущество в бизнесе.
Из этих трех различных преимуществ первопроходца технологическое лидерство получить легче всего, поскольку оно опирается на то, в чем люди хороши, — на изобретательность и инновации.
Необходимо ли вам преимущество первопроходца, чтобы добиться успеха?
Простой ответ на этот вопрос — нет. Сколько бы ни было примеров компаний, которые имели преимущества первопроходцев и были очень успешными, есть столько же других, которые были чрезвычайно успешными и подвинули первопроходцев или работали в том же рыночном пространстве.
Реальность такова, что чем лучше, тем лучше. А более качественный продукт, услуга или маркетинговый метод зачастую превосходят преимущество первопроходца. Найдите лучший способ позиционировать свои продукты, лучший способ достучаться до ваших клиентов или организовать более сильное обслуживание клиентов — и вы встанете на место победителя.
Если вы сделаете это, то сможете проникнуть практически на любой рынок.
Не позволяйте страху, что кто-то другой имеет преимущество первопроходца, помешать вам заняться бизнесом. Идите и получите то, что хотите, и не позволяйте никому сдерживать тебя.